Борев Ю. Эстетика: Учебник

Борев Ю. Эстетика: Учебник

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Возвышенное, как и другие категории эстетики, характеризует отношение субъекта к объекту, являющееся, как правило, неутилитарным и носящим созерцательный характер. В результате восприятия возвышенного субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. При этом нередко субъект переживает свою глубинную сопричастность самому"высокому" объекту или тем духовным силам, которые стоят за ним. Вместе с тем субъект ощущает отсутствие угрозы реальной опасности для себя, то есть свою внутреннюю свободу и духовное равноправие в системе взаимодействия несоизмеримых величин, где он предстает бесконечно малой величиной. Основными источниками возвышенного выступают величественные явления природы, всемирно-исторические перевороты, одухотворенная деятельность человека в переломные моменты общественного развития и его личной жизни. Возвышенное представляет собой нечто исключительное, совершенно непохожее на повседневные явления и прерывающее обыденное ее течение. Оно вызывает у субъекта чувство восторга, но к восторгу может примешиваться и чувство тревоги, даже страха.

ЭДМУНД БЁРК КАК ЭСТЕТИК

У себя на родине он более известен как политический деятель и публицист. Названная книга представляла собой памфлет, направленный против буржуазной революции во Франции, начавшейся в г. Бёрк выступал в книге как идеолог наиболее консервативной части английской буржуазии, как выразитель интересов правящих кругов, готовившихся развязать войну против страны, поднявшейся на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками. Отрицая право народа на революцию, Бёрк выступал в защиту монархии, доказывал необходимость сохранения существующих политических учреждений.

В начале г.

Однако далее мы видели, что возвышенное чувство вызывается также что сам этот страх происходит из свойства, присущего только природе, но не Но делает ли это само искусство источником возвышенного чувства .

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе? Обычно звучат следующие ответы: Практически все люди начинают описывать свои ощущения. Причём у всех они разные.

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве.

Их взгляд, устремленный к возвышенным идеалам, не мог отдать должное способа жить и мыслить, который соответствовал бы природе человека, Голландский философ не приемлет чувства, которые нас порабощают в то же время предостерегает против легких путей: «Жизнь – источник радости.

Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности.

Возвышенное же предстает, как безмерное и чрезмерное. Потому оно и разрабатывалось, исходя из эстетического восприятия явлений природы у Э. Так, английский эстетик Берк полагал, что возвышенное в природе, предстающее перед человеком в виде больших пространств, высоких гор, шумящих водопадов, грохотания грома, Глава 11 завывания бурь, темноты и мрака действуют на человека устрашающе и порождают в нем чувство страха и стремление к самосохранению.

Природа страха

Природа страха Человеческое подсознание, сформированное и воспитанное еще в каменном веке в суровых условиях борьбы за существование, не любит рисковать. Если существует хоть маленькая угроза благополучию организма, то происходит автоматическое включение реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических изменений в организме. Зачастую ответ оказывается заведомо сильнее, чем потенциальная опасность, однако природа, создавая этот инстинкт, по-видимому, считала, что для организма лучше перестраховаться, чем пропустить сигнал об опасности и погибнуть.

Главный предмет изучения эстетики - состояние человеческих чувств в их отношении к эстетическим качествам. Природа .. Природа как источник возвышенного. Связь возвышенного с чувством страха. Особенность состояния.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. . : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Чувства связанные с переживанием прекрасного возвышенного

Динамически возвышенное Динамически возвышенное есть, по Канту, эстетическое суждение, в котором природа рассматривается как сила, но как сила, не действующая на нас насильственным образом Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам и без- мерно превосходящие нашу способность сопротивления. Если опасность при этом реальна и если мы сознаем свое полное бессилие и ничтожество своей способности сопротивления, то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха.

В таком чувстве нет ничего эстетического. Но если, созерцая перед собой эти грозные, разрушительные и гибельные силы, мы сами находимся в безопасности, то в нас возникает не чувство страха, а чувство особого рода. Здесь созерцание этих явлений поднимает наши силы над обычным уровнем, в своей собственной душе мы находим перевес силы над природой.

Возвы шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая Оно вызывает изумление, связанное с благоговением и/ или страхом. таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. чувств к красоте природы как «delight that is consistent with reason» (англ.

Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного.

Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным.

Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: Возвышенное в обществе - это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность. Ярким примером таких произведений являются египетские пирамиды.

Утверждая величие фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в песчинку, ничего не значащую по сравнению с вечностью, воплощенной в образе колоссального надгробия.

§ 28 О ПРИРОДЕ КАК МОГУЩЕСТВЕ

Массовый страх, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфических формах, которые изучает социальная психология. В эпоху формирования религиозного сознания страх приобретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. Страх перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе становится одним из регуляторов социального поведения.

Психоанализ различает рациональный страх перед реальной опасностью и иррациональный, глубинный. Иррациональный определяется как результат не актуализированных жизненных стремлений, подавление не воплощенных жизненных желаний. Иррациональный страх выступает как способ функционирования сверх-Я -.

ла ставки совершаемой работы, переформулировав вопрос о природе . ворку, что это чувство опасности должно претерпеваться таким образом, нического страха, «отодвигает» опасность за пределы нашего обычного ции: источник возвышенного переживания должен быть помещен на не- которое.

Сущность и понятие категории эстетики: Такие фундаментальные понятия науки называются категориями. Любая наука пользуется понятиями, логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой развивающейся науке, достигшей определенных обобщений, имеется своя совокупность категорий. Имеются подобные категории и в эстетике: В данной работе будут рассмотрены категории: Низменное - сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного.

Низменное обычно воспринимает и характеризует явления действительности, таящие в себе грозную опасность для отдельных людей, народов, человечества в целом тирания, войны, фашизм, ядерное в2ооружение и т. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную сторону. Возвышенное обладает особой силой эмоционального воздействия на человека: Возвышенное заставляет преклоняться перед ним.

Основные категории эстетики: возвышенное и низменное

Но чувство возвышенного не только связано с нравственным самосознанием. Через эту связь оно соединяет человека со с ве рх чу вс тв ен ны м миром. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной в развитии философии немецкого объективного идеализма. Из своей характеристики возвышенного Кант вывел м од ал ьн ос тьсуждения о возвышенном. Оно имеет свою основу в самой человеческой природе: Однако между вкусом и чувством возвышенного есть различие.

раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. человека к овладению этими силами природы, лишает их пугающих черт.

Возвышенное отражает внутреннюю значительность, величие предметов и явлений, превышающих обычно человеческое представление. В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключительное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляющему волю человека. Нередко возвышенное рассматривалось как проявление божественной воли.

Существовало мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состояния человека, круга его интересов. Изначально в античности возвышенное рассматривалось только как риторический прием.

Какова природа страха?

Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Возвышенные события требуют ярких, пафосных художественных средств, яркости образов и интенсивности воздействия на читателя. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу освоены, поэтому по отношению к ним человек несвободен.

Исходным материалом является трактовка трепета как изнанки страха, которая это страхом, это уже трепетное отношение к природе и окружающему миру. При этом важно отличать чувство нуминозного от чувства возвышенного, . В поисках источника возникновения чувства священного трепета мы.

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековьясвязывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

Но в понятие о высшем благе входит бытие, ибо небытие — не благо, а зло. Художники раннего Ренессансапорою низводили возвышенное до степени обыденного. Высокий Ренессанс Высокий Ренессанспревозносит человеческое, раскрывает в человеческом титаническое, божественное.

4.2. Динамически возвышенное

Возвышенное возвышенное —одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страхе, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания.

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер.

Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории , как образ , икона , символ , знак , выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т.

Преодоление страха, как считает немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, способно рождать в душе человека высокие чувства. Немецкий философ И. Кант утверждает, что источник возвышенного в природе следует искать в .

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности. Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения.

Содержание Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Возвышенный стиль используется в античной риторике в рамках так называемого" Учения о трёх стилях" . Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики.

Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой. Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только в на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. Этот трактат был вновь открыт в веке, и его последующее влияние на эстетику как правило связывают с переводом на французский Николя Буало-Депрео в году.

Страх. Чувство страха. Как бороться со страхом? Нужно ли бояться собственного страха?

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно доступна! Узнай как это сделать, кликни тут!